25.04.2012
Обеспечение безопасности подземных водных ресурсов имеет федеральное значение

18 апреля в Курске состоялось заседание рабочей группы по координации региональных программ «Чистая вода» в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации. Работа была организована ассоциацией экономического взаимодействия субъектов ЦФО РФ «Центрально-черноземная» и Некоммерческим Партнерством «Российское водное общество» при поддержке Администрации Курской области. От имени НП «Объединение бурильщиков на воду» в заседании участвовал генеральный директор А.Н.Шапошников.

От имени НП «Российское водное общество» (РВО) с докладом выступил заместитель Председателя Правления НП «РВО» и руководитель межрегиональной программы «Чистая вода Центральной России» Игорь Ариевич Веригин. Основной темой его выступления стали пути решения различных вопросов и проблем в связи с выполнением программы «Чистая вода», а также механизмы участия субъектов федерации в получении субсидий в ходе реализации данной программы. По словам И.А.Веригина, в настоящий момент НП «РВО» и субъекты федерации уже накопили значительный опыт совместной работы в рамках ФЦП «Чистая вода». Тем не менее, в части координации взаимодействия ФЦП и регионов еще остается много нерешенных вопросов. В частности, далеко не все заявки регионов имеют надежное обоснование и зачастую не подкреплены реальными источниками финансирования. К примеру, Чувашская Республика заявила на 2011 год значительные объемы финансирования по ФЦП, но не смогла подкрепить заявку своими источниками финансирования, вследствие этого и федеральные ресурсы остались невостребованными. В этой связи И.А.Веригин подчеркнул, что правила получения субсидий по линии ФЦП таковы, что, не подкрепив заявки собственными ресурсами, регионы не могут использовать и средства из федерального бюджета.

Доклад от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации представила начальник отдела охраны водных ресурсов Валентина Васильевна Плюхина. Она рассказала о ходе разработки новой ФЦП «Развитие водно-хозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах». В частности, В.В.Плюхина сообщила, что, согласно программе, на развитие данной сферы народного хозяйства будет выделено более 511 млрд. рублей, таким образом, с учетом средств из местных бюджетов общая сумма финансирования в рамках ФЦП должна составить более 1 трлн. рублей.

К сожалению для нас, несмотря на ряд интересных выступлений и дискуссий, на заседании практически не рассматривались вопросы, связанные с добычей и использованием подземных вод. Отметим также, что опыт разработки и реализации федеральных целевых программ, связанных с развитием водного комплекса страны, пока еще относительно невелик, и в данной области имеется значительный потенциал для развития и совершенствования. Обращает на себя внимание и то, что все мероприятия в рамках существующих программ направлены исключительно на решение проблем, связанных с поверхностными (наземными) водными ресурсами. Такой подход вполне объясним. Он возник как отражение того, что обеспечение безопасности использования и охраны наземных вод требует более масштабных и дорогостоящих решений, нежели затраты на решение аналогичных проблем, связанных с использованием подземных водоносных горизонтов. К примеру, расходы, связанные только с учетом, утилизацией и ремонтом бесхозных наземных гидротехнических сооружений намного превышают аналогичные затраты в отношении подземных гидротехнических сооружений (водоносных скважин).

Однако с учетом нынешнего состояния подземных водных ресурсов, а также современного мирового опыта их использования и обеспечения их безопасности, в настоящий момент как никогда остро назрела необходимость включения в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012– 2020 годах» раздела, связанного с учетом, использованием и обеспечением безопасности подземных водоносных горизонтов. Это означает, что ряд мероприятий, уже заявленных в ФЦП и направленных на совершенствование учета объектов водоснабжения, необходимо дополнить вопросами учета фонда скважин на воду, Также, с нашей точки зрения, в раздел, посвященный проблемам ликвидации опасных бесхозных гидротехнических сооружений, необходимо включить вопросы ликвидации (тампонажа) бесхозных опасных водяных скважин. Есть много других вопросов, который, с нашей точки зрения, требуют решения с участием государства и федеральных целевых программ.

Наше мнение вполне обосновано и не случайно, так как обеспечение чистоты и безопасности водных ресурсов уже стало одной из актуальнейших мировых проблем. И ее рассмотрение исключительно в отношении к поверхностным водам без учета подземных водных ресурсов в значительной степени лишает смысла рассмотрения проблемы в целом. Подземные воды являются важным источником питьевой и пресной воды для населения и народного хозяйства. Во многих регионах (Липецкая, Воронежская и др. области) подземные воды являются практически единственным источником снабжения населения водой. В связи с этим от имени саморегулируемой организации НП «Объединение бурильщиков на воду» в резолюцию по итогам заседания дополнений внесены предложения о включении в федеральную целевую программу вопросов, связанных с решением проблем использования и обеспечения безопасности подземных вод нашей страны. С нашей точки зрения, это должно обеспечить целевой программе более полный и комплексный подход.

Нам представляется целесообразным включить в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012– 2020 годах» специальный раздел, посвященный проблемам эксплуатации и обеспечения комплексной безопасности подземных вод, который должен содержать следующие главы:

  • Оценку роли подземных водоносных горизонтов в снабжении водой населения и отраслей народного хозяйства.
  • Прогноз объема запасов подземных вод в РФ в целом и в отдельных регионах страны.
  • Вопросы охраны и комплексной безопасности в сфере эксплуатации подземных водоносных горизонтов в планируемом периоде.
  • Вопросы регулирования и учета деятельности населения и хозяйствующих субъектов по бурению и эксплуатации скважин на воду.
  • Разработку основ тарифной политики платы за воду с учетом потребления из скважин, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
  • Организацию учета наличного фонда скважин, в т.ч. бесхозных скважин на воду.
  • Разработку механизма, источников и объемов финансирования ликвидации бесхозных скважин на воду как источника заражения подземных вод нарастающей опасности. С нашей точки зрения, для ликвидации большинства опасных бесхозных скважин в РФ до 2020 года необходимо выделить из бюджетов всех уровней примерно 14 млрд. руб. средств, то есть примерно 2 млрд. руб. ежегодно, начиная уже с 2013 года.

Мы также уверены, что в настоящее время назрела необходимость разработки федерального закона, касающегося бурения и эксплуатации скважин на воду. Данный закон должен заложить правовую основу для формирования цивилизованного рынка бурения на воду, эксплуатации и обеспечения безопасности использования подземных вод. Это позволит остановить бесконтрольное бурение большого количества скважин на воду, ввести четкие правила эксплуатации существующих скважин, контроля объемов забираемой из подземных водоносных горизонтов воды, создать единую тарифную политику платы за воду, сформировать правила учета наличного фонда скважин и ликвидации огромного количества бесхозных скважин на воду, которые представляют серьезную опасность для всего народного хозяйства.


Саморегулируемая организация НП «Объединение бурильщиков на воду» предполагает в дальнейшем принимать активное участие в обсуждении и разработке профильных разделов федеральных целевых программ и проекта федерального закона, касающегося бурения и эксплуатации скважин на воду.